Четверг, 19.07.2018, 16:45
Приветствую Вас Гость | RSS

     Кафедра физической и социально-экономической географии

НЭБ. Индекс цитирования Национальные интереры:приоритеты и безопасность Регионология Проблемы региональной экологии Известия Смоленского государственного университета Нива Поволжья Актуальные проблемы географии и геоэкологии Псковский регионологический журнал

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность кафедры физической и социально-экономической географии ведется по следующим образовательным программам:
Направление подготовки 05.03.02 «География», профиль Общая география
Направление подготовки 44.03.01   «Педагогическое образование», профиль География
Дополнительная профессиональная программа переподготовки «Преподаватель»
Досье направления подготовки 05.03.02  «География»:
бакалавр по направлению подготовки География готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; проектная и производственная; контрольно-ревизионная; организационно-управленческая; педагогическая.
 
           Бакалавр готовится к участию в комплексных экспедиционных и камеральных исследованиях по проблемам развития городов и территорий различного уровня, к проведению географических и экологических экспертиз проектов различного типа, комплексной региональной диагностики, территориального планирования, проектирования и прогнозирования.
Система практик (учебные, производственная и преддипломная) позволяют будущему бакалавру эффективно применять полученные знания в профессиональной деятельности.
Выпускник, освоивший программу бакалавриата должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
 
научно-исследовательская деятельность:
проведение комплексных географических исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных проблем под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
участие в оценке воздействий на окружающую среду, выявлении
и диагностике проблем охраны природы и систем взаимодействия общества
и природы, решении эколого-географических задач, связанных с устойчивым развитием под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
анализ частных и общих проблем рационального использования природных условий и ресурсов, в управлении природопользованием под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
анализ закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и населения, анализ и прогноз развития территориальных социально-экономических систем разного уровня, территориальной организации общества, размещения производительных сил под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
оценка туристско-рекреационного потенциала территорий под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
проектная и производственная деятельность:
разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды, проектирование типовых природоохранных мероприятий;
решение инженерно-географических задач;
эколого-экономическая оптимизация хозяйственной деятельности в городах и регионах, разработка мер по снижению экологических рисков;
территориальное проектирование, градостроительное и ландшафтное планирование;
мониторинг социально-экономических, в т.ч. демографических, миграционных и этнокультурных процессов, региональная социально-экономическая диагностика стран, регионов, городов;
разработка практических рекомендаций по региональному социально-экономическому развитию, проектирование социально-экономической и хозяйственной деятельности в регионах разного иерархического уровня, системах расселения и городах;
проектирование туристско-рекреационных систем, разработка туристских и экскурсионных маршрутов, региональных и ведомственных программ развития туризма;
контрольно-ревизионная деятельность:
подготовка документации для комплексной географической экспертизы различных видов проектов;
участие в контрольно-ревизионной деятельности, социально-экономическом и экологическом аудите под руководством специалистов;
участие в разработке и внедрении стандартов качества жизни населения под руководством специалистов;
организационно-управленческая деятельность:
участие в организационной и управленческой работе, в т.ч. административных органов управления;
педагогическая деятельность:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Бакалавры обладают солидной теоретической подготовкой и исследовательскими навыками, позволяющими продолжить обучение в магистратуре.
Учебный план: Учебная программа рассчитана на 4 года при очной форме обучения.
Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:
Блок 1 «Дисциплины», который включает дисциплины, относящиеся к базовой части программы и дисциплины, относящиеся к ее вариативной части.  

Б1.Б.26    География трудовых ресурсов
Б1.Б.27    Физическая география и ландшафты России
Б1.Б.28    Физическая география и ландшафты материков и океанов
Б1.Б.29    Экономическая и социальная география России
Б1.Б.30    Экономическая и социальная география мира
Б1.Б.31    Устойчивое развитие территории
Б1.Б.32    Информационные технологии в социально-экономической географии
Б1.Б.33    Теория и методология географической науки
Б1.Б.34    Русский язык и культура речи
Б1.Б.35    Психология и педагогика
Б1.В    Вариативная часть
Б1.В.ОД    Обязательные дисциплины
Б1.В.ОД.1    Социология
Б1.В.ОД.2    Управление социально-экономическими проектами
Б1.В.ОД.3    География и экономика отраслей хозяйства
Б1.В.ОД.4    Общая геология
Б1.В.ОД.5    Экономическая география и экономика региона
Б1.В.ОД.6    Палеогеография
Б1.В.ОД.7    Оледенения в истории земли
Б1.В.ОД.8    Географическое районирование (Физико-географическое районирование, Экономико-географическое районирование)
Б1.В.ОД.9    Основы территориального планирования
Б1.В.ОД.10    Географическое прогнозирование
Б1.В.ОД.11    Политическая география и геополитика
Б1.В.ОД.12    География сферы услуг
Б1.В.ОД.13    Инженерная геология
Б1.В.ОД.14    Инженерная геоморфология и опасные природные процессы
Б1.В.ОД.15    Методы инженерно-географических исследований
Б1.В.ОД.16    Мелиоративное обустройство природных комплексов
Б1.В.ОД.17    Учение об ареалах
Б1.В.ОД.18    География Мордовии (Физическая география Мордовии, Социально-экономическая география Мордовии)
Б1.В.ОД.19    География транспорта
Б1.В.ОД.20    Рекреационная география
Б1.В.ОД.21    Методы географических исследований (физико-географических и экономико-географических исследований)
Б1.В.ОД.22    ГИС в географии и обучении
Б1.В.ОД.23    Гидрология
Б1.В.ДВ    Дисциплины по выбору
Б1.В.ДВ.1     Культурно-исторические центры России / Историческая география России 
Б1.В.ДВ.2     География и искусство / Экономико-географическое краеведение
Б1.В.ДВ.3     Ритмичность природных процессов / Природно-туристские ресурсы мира и России
Б1.В.ДВ.4     Историческая геология / История географических открытий
Б1.В.ДВ.5     Геофизика и геохимия ландшафтов / Экологическое почвоведение / Адаптивные информационные и коммуникационные технологии
Б1.В.ДВ.6     География сельской местности / ТЭО производства
Б1.В.ДВ.7     Фитоиндикационные методы / Гидрогеология
Б1.В.ДВ.8     Ресурсоведение с основами природопользования / Экономическая эффективность использования природных ресурсов / Психология личности и профессиональное самоопределение
Б1.В.ДВ.9     Формирование и использование водных ресурсов России / Геологические экскурсии
Б1.В.ДВ.10     Поведенческая география / География финно-угорских народов
Б1.В.ДВ.11     Педагогические технологии в географии / Основы геоэкологии и ландшафтного планирования
Б1.В.ДВ.14     Социально-экономические показатели в географии / Экологическая климатология / Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Б1.В.ДВ.15     Географическая экспертиза / Региональный экологический аудит

Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации «Бакалавр».
Полный цикл обучения включает теоретические и практикоориентированные курсы, материал которых полно раскрывается в ходе лекционных, практических и лабораторных занятий. Аудиторные занятия подкреплены самостоятельной работой студентов. После успешного прохождение итоговой государственной аттестации, включающей в себя государственный экзамен и выпускную квалификационную работу. Курс подготовки включает в себя  240 зачетных единиц.
 
Досье направления подготовки 44.03.01  «Педагогическое образование»:
направление подготовки Педагогическое образование предполагает подготовку педагогических кадров, обладающих фундаментальными знаниями в области географии и культурно-просветительской деятельности, владеющих современными технологиями и методиками преподавания географии. Результатом освоения образовательной программы является развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и  профессиональных компетенций.
Выпускники по направлению подготовки «Педагогическое образование» готовы к педагогической деятельности в области учебной и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях и освоению новых профессиональных знаний и умений, непрерывному профессиональному самосовершенствованию.
 
Учебный план: Учебная программа рассчитана на 5 лет при заочной форме обучения.
 
Образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин:
гуманитарный, социальный и экономический цикл (история, философия, иностранный язык, культура речи, экономика образования, социология, культурология, политология, правоведение, география и экономика отраслей хозяйства, социальная география. география культурно-исторических центров  России, историческая география России, география и искусство, география финно-угорских народов);
математический и естественнонаучный цикл (информационные технологии, основы математической обработки информации, естественно-научная картина мира, экономическая география и экономика региона, проблемы глобального изменения климата, ритмичность природных процессов, экономико-географическое краеведение, опасные природные процессы и явления, поведенческая география);
профессиональный цикл (психология, педагогика, безопасность жизнедеятельности, методика обучения и воспитания географии, введение в географию, землеведение, общая геология, геоморфология, климатология с основами метеорологии, биогеография, гидрология, современные средства оценивания результатов обучения географии, научные основы школьного курса географии,  социально-экономическая география, география населения с основами демографии, ландшафтоведение, карты в школьной географии, картография с основами топографии, физическая география и ландшафты России, физическая география и ландшафты материков и океанов, экономическая и социальная география России, экономическая и социальная география мира, школьное краеведение, географическое районирование, внеурочная работа по географии, методы географических исследований, теория и методология географической науки, научное творчество в процессе обучения географии, география АПК, практикум по географии, инновации в школьной географии, история географии, география Мордовии, география сельской местности, регионоведение, коммерческая география, ТЭО производства, география транспорта, социально-экономическая картография, основы геоэкологии, экология, формирование и использование водных ресурсов России, геологические экскурсии, учение об ареалах, ресурсоведение, проблемное обучение, технология модульного обучения географии, методика изучения регионов и стран в школьной географии, методика изучения отраслей экономики на уроках географии, территориальное планирование и управление, географическое прогнозирование, география почв с основами почвоведения, ресурсный потенциал территории, историческая геология, история географических открытий, география сферы услуг, социально-экономическая статистика в географии, территориальная организация качества населения, геоурбанистика, население и экономика, палеогеография).
 
Педагогическую практику бакалавры проходят в школах Республики Мордовия.
 
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательною) и вариативную (профильную) часть, включающую дисциплины по выбору студента. Вариативная часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной детальности.
 
После успешного прохождение итоговой государственной аттестации, включающей в себя государственный экзамен и выпускную квалификационную работу, выпускнику присваивается квалификация «Бакалавр». Курс подготовки включает в себя 240  зачетных единиц.
Праздники
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Русское географическое общество.РГО Википедия. Русские географы Кафедра экономической и социальной географии России МГУ им. М.В.Ломоносова, Географический факультет Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева Мордовский государственный университет. Географический факультет Картолог. Старые карты Персональный сайт А. М. Носонова Российский фонд фундаментальных исследований КИАС РФФИ Российский гуманитарный научный фонд РГНФ персональная страница Российская Академия Естествознания Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Российское образование - федеральный портал Ассоциация российских географов-обществоведов