Вторник, 11.08.2020, 12:30
Приветствую Вас Гость | RSS

     Кафедра физической и социально-экономической географии

НЭБ. Индекс цитирования Национальные интереры:приоритеты и безопасность Регионология Проблемы региональной экологии Известия Смоленского государственного университета Нива Поволжья Актуальные проблемы географии и геоэкологии Псковский регионологический журнал

О кафедре

Кафедра физической и социально-экономической географии является базовой кафедрой по направлениям подготовки

05.03.02 «География» (дневное отделение, очно-заочное);  
05.04.02 География, профиль Инженерная география, профиль Социально-экономическая диагностика и территориальное планирование; 
05.06.01 Науки о Земле профиль Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география.
Коллектив кафедры освоил все виды учебной и учебно-методической работы в вузе, методику преподавания более 90 учебных дисциплин, предусмотренных учебными планами направлений подготовки географического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева». При этом ряд учебных дисциплин (спецкурсы, факультативы, элективные дисциплины) были разработаны членами кафедры впервые. Это курсы: И. А. Семиной «География транспорта», «Экономическая география и региональное развитие», «Инфраструктурная обеспеченность территории»; Л. Н. Фоломейкиной «География сферы услуг»; «География отраслей хозяйства», «Научные основы образовательной деятельности по географии», «Региональный экологический аудит»;  О. У. Переточенковой «Коммерческая география», «Поведенческая география»; С. И. Рунковым «Оледенения в истории Земли», «Литология и стратиграфия Мордовии»; В.Н. Маскайкинам «Экзодинамические процессы на территории Мордовии»; П.И. Меркуловым «Опасные природные процессы на территории России»; В.В. Аникиным «Медицинская география»;  А.М. Носоновым «Информационные методы исследования природных и социально-экономических процессов», «Географические проблемы социально-экономической диагностики территории»  и др. Это далеко не полный перечень дисциплин, разработанных преподавателями кафедры.
Важным достижением в работе кафедры является обучение слушателей по дисциплинам педагогического профиля – дополнительная программа профессиональной переподготовки «Педагог», осваивать программу могу студенты бакалавры географического факультета группы Наук о Земле.
Все преподаватели кафедры осуществляют руководство дипломными и курсовыми работами, кроме того, важное место в учебной и воспитательной работе занимают учебные, производственные и межзональные практики. Под руководством преподавателей студенты проходят практики на ведущих предприятиях республики, в администрациях сельских и городских районов. Преподаватели кафедры в разные годы руководили межзональными практиками студентов на Южном Урале, Кольском и Крымском полуостровах, Черноморском побережье Краснодарского края, в Республике Алтай, странах ближнего зарубежья.
Партнерство
Кафедра физической и социально-экономической географии активно сотрудничает по приоритетным направлениям развития университета с ведущими вузами и организациями Российской Федерации и стран ближнего зарубежья:
1. Кафедра географии и экологии Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева Республики Казахстан 
2. Кафедра экономической теории, Барановический госуниверситет, Республика Беларусь 
3. Кафедра экономической и социальной географии Белорусского госуниверситета
4. Кафедра экономической и социальной географии России МГУ им. М. В. Ломоносова 
5. Мордовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал Федеральное государственное бюджетное учреждение «Верхне-Волжское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
6. ФГБУ "Заповедная Мордовия"  
7. Федеральное государственного учреждения «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Республике Мордовия».
8.Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия
9.  Государственное автономное учреждение «Научно-исследовательский и проектный институт Градостроительного планирования города Москвы»

 
  http://ecosocgeo.ucoz.ru/index/obrazovatelnaja_dejatelnost/0-32 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
Образовательная  деятельность кафедры физической и социально-экономической географии ведется по следующим образовательным программам:
Направление подготовки 05.03.02 «География», профиль Общая география
Направление подготовки 05.04.02 География, профиль Инженерная география , профиль Социально-экономическая диагностика и территориальное планирование; 
Направление подготовки 05.06.01 Науки о Земле профиль Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география.
Дополнительная программа профессиональной переподготовки «Педагог»
Досье направления подготовки 05.03.02 «География»:
бакалавр по направлению подготовки География готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; проектная и производственная; организационно-управленческая; педагогическая.
Бакалавр готовится к участию в комплексных экспедиционных и камеральных исследованиях по проблемам развития городов и территорий различного уровня, к проведению географических и экологических экспертиз проектов различного типа, комплексной региональной диагностики, территориального планирования, проектирования и прогнозирования.
Система практик (учебные, производственная и преддипломная) позволяют будущему бакалавру эффективно применять полученные знания в профессиональной деятельности.
Выпускник, освоивший программу бакалавриата должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
научно-исследовательская деятельность:
проведение комплексных географических исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных проблем под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
участие в оценке воздействий на окружающую среду, выявлении
и диагностике проблем охраны природы и систем взаимодействия общества
и природы, решении эколого-географических задач, связанных с устойчивым развитием под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
анализ частных и общих проблем рационального использования природных условий и ресурсов, в управлении природопользованием под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
анализ закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и населения, анализ и прогноз развития территориальных социально-экономических систем разного уровня, территориальной организации общества, размещения производительных сил под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
оценка туристско-рекреационного потенциала территорий под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников;
проектная и производственная деятельность:
разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды, проектирование типовых природоохранных мероприятий;
решение инженерно-географических задач;
эколого-экономическая оптимизация хозяйственной деятельности в городах
и регионах, разработка мер по снижению экологических рисков;
территориальное проектирование, градостроительное и ландшафтное планирование;
мониторинг социально-экономических, в т.ч. демографических, миграционных и этнокультурных процессов, региональная социально-экономическая диагностика стран, регионов, городов;
разработка практических рекомендаций по региональному социально-экономическому развитию, проектирование социально-экономической
и хозяйственной деятельности в регионах разного иерархического уровня, системах расселения и городах;
проектирование туристско-рекреационных систем, разработка туристских
и экскурсионных маршрутов, региональных и ведомственных программ развития туризма;
организационно-управленческая деятельность:
участие в организационной и управленческой работе, в т.ч. административных органов управления;
педагогическая деятельность:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Бакалавры обладают теоретической подготовкой и исследовательскими навыками, позволяющими продолжить обучение в магистратуре.
Досье магистратуры направления подготовки 05.04.02 «География»
профиль «Социально-экономическая диагностика и территориальное планирование»,
профиль «Инженерная география»
Форма обучения – заочная (срок обучения 2 года 6 месяцев), очная (2 года).
Основная профессиональная образовательная программа 05.04.02 «География» предоставляет возможность углубленного изучения теории и практики управления сложными многоуровневыми территориальными системами; процедур и методов проектирования, принятия решений в сфере стратегического управления и его узлового звена – стратегического планирования с учетом территориальной специфики. Именно эта сфера является неохваченной специалистами в области управления.
Магистр географии принимает участие в разработке федеральных и региональных целевых программ социально-экономического развития, в том числе устойчивого развития; изучает миграционные и этнокультурные процессы; прогнозирует развитие социально-экономической ситуации на региональном и муниципальном уровнях; участвует в разработке и внедрении стандартов качества жизни населения.
Профиль подготовки «Социально-экономическая диагностика и территориальное планирование»
Дисциплины ориентированные на практическую деятельность: менеджмент, управление социально-экономическими проектами, компьютерные технологии, основы территориального планирования и проектирования, устойчивое развитие городских и сельских территорий, экономическая эффективность использования природных ресурсов, региональная политика, эколого-географический аудит и др.
Профиль подготовки «Инженерная география»
Дисциплины ориентированные на практическую деятельность: методы инженерно-географических исследований, инженерно-геологические изыскания, инженерная климатология, инженерное обустройство территории, инженерная гидрология, инженерная геоморфология, грунтоведение, прикладное почвоведение, компьютерные технологии, эколого-географическая диагностика территории др.
Области профессиональной реализации
Образовательная программа обеспечивает способность выпускника осуществлять деятельность в научных и научно-исследовательских организациях, проектных, изыскательских, производственно-экономических, маркетинговых, аналитических, экспертных, консалтинговых отделах, центрах, бюро, департаментах и служебных организациях, федеральных и региональных органах охраны природы и управления природопользованием, а также в общественных организациях, профессиональных образовательных организациях высшего образования.
Причины поступления в магистратуру по направлению подготовки «География»
1. Реальная возможность значительно повысить свою востребованность на рынке труда.
2. Престижность Национального исследовательского Мордовского государственного университета не только в Республике Мордовия, но и в Поволжье, соответственно ценность диплома Вуза.
3. Престижность и популярность географического факультета среди факультетов университета (первые места в рейтинге Вуза).
4. Современное материально-техническое оснащение факультета, которое в полной мере используется на занятиях у географов: почвенно-геохимическая лаборатория; лаборатория метеорологии и гидрологии; лаборатория аэрокосмических исследований; лаборатория геоинформационных технологий; метеорологический пост; лаборатория территориального стратегического планирования, 5 компьютерных классов с новым оборудованием и современным программным обеспечением; библиотека.
5. Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав кафедры и факультета. На кафедре физической и социально-экономической географии преподают только кандидаты и доктора наук, что обеспечивает высокое качество образования.
6. Получение в процессе обучения широкого спектра географических знаний, умений и навыков (от теории, до работы со специальными компьютерными программами и современными приборами) позволяющих найти их профессиональное применение в самых различных сферах деятельности.
7. Наличие аспирантуры на кафедре физической и социально-экономической географии по направлению подготовки «Науки о Земле» для желающих посвятить свою жизнь научной деятельности по окончанию магистратуры.
8. Невысокая стоимость обучения.
Дополнительная программа профессиональной переподготовки «Педагог» (ДППП) представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную ученым советом университета с учетом требований рынка труда.
ДППП была разработана с целью совершенствования подготовки преподавательских кадров (преподавателей географии) для лицеев, гимназий, школ, учреждений начального и среднего профессионального образования.
Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий:
– лекции,
– практические и семинарские занятия,
– практику в учебных заведениях,
– консультации,
– промежуточная (экзамены и зачеты по учебным дисциплинам) и итоговая аттестация (экзамен).
К освоению ДППП допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Лицам, успешно освоившим ДППП и прошедшим итоговую аттестацию выдается документ о квалификации - диплом о профессиональной переподготовке.
Срок освоения – 1,5 года.
Трудоемкость – 32,5 зачетных единиц.
Квалификационная характеристика
Выпускник должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий настоящим требованиям; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
Виды профессиональной деятельности:
учебно - воспитательная; социально-педагогическая; научно-методическая. Выпускник подготовлен к выполнению основных видов профессиональной педагогической деятельности, решению типовых профессиональных задач в учреждениях среднего общего (полного) и профессионального образования.

Научная деятельность
      
Приоритетные направления научной деятельности кафедры
 «Устойчивое эколого-социально-экономическое развитие регионов компактного проживания финно-угорских народов» 
«Проблемы устойчивого функционирования природно-территориальных комплексов финно-угорских территорий в условиях антропогенного воздействия»,
«Проблемы территориальной организации и устойчивого социально-экономического развития региона»
«Сфера услуг в региональных и локальных исследованиях»

За последние пять лет выиграны Гранты РФФИ И РГНФ и выполняются хоздоговорные работы:
1. Грант РГНФ «Оценка качества жизни населения регионов финно-угорского пространства» №14-13-13006-а(р) (2014-2015 гг.). 
2. Грант РГНФ «Разработка инновационной модели развития территориальной агропродовольственной системы (на примере Республика Мордовия)» № 14-12-13006-а(р) (2014-2015 гг.). 
3.Грант РГНФ «Качество жизни населения регионов финно-угорского пространства» № 14-13-13006-а (2015 г.)
4. Грант РФФИ «Развитие третичного сектора экономики и организация городского общественного пространства» №15-05-02526-а (2015-2017 гг.). 
5. Грант РФФИ Пространственно-временные закономерности инновационного развития сельского хозяйства регионов России № 19-05-00066 (2019-2020 гг.)
6. [ГБ 2/19] Исследование влияния интенсивности воздействия климатических факторов на характер разрушения полимерных композитов и прогнозирование их долговечности в условиях натурного воздействия
7. [ХД 11/19]    Исследование и мониторинг подземных вод по Саранской ТЭЦ-2 в районе шламонакопителя инв. № 201048 (прудов-накопителей) для нужд филиала "Мордовский" ПАО "Т ПЛЮС" 
8. [ХД 239/19] Исследование состояния окружающей среды и мониторинг ее загрязнения на территории шламонакопителя Саранской ТЭЦ-2 для нужд филиала "Мордовский" ПАО "Т Плюс"

 
Праздники
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Русское географическое общество.РГО Википедия. Русские географы Кафедра экономической и социальной географии России МГУ им. М.В.Ломоносова, Географический факультет Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева Мордовский государственный университет. Географический факультет Картолог. Старые карты Персональный сайт А. М. Носонова Российский фонд фундаментальных исследований КИАС РФФИ Российский гуманитарный научный фонд РГНФ персональная страница Российская Академия Естествознания Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Российское образование - федеральный портал Ассоциация российских географов-обществоведов